Развиваем познавательный интерес дома

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, неструктурированные материалы (песок, вода) и т.п.
            Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
       Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
    Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок  рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1.      Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2.      Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3.      Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4.      Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5.      Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Материал взят здесь.

Возня с водой, переливание воды и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.

  1. ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ
    Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, ми­сочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

    ФОНТАН
    Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эф­фект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан по­лучился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами

    БАССЕЙН
    Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», в ко­тором учатся плавать игрушки (для этого используйте пласт­массовых пупсиков): «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!»

    ОЗЕРО
    Наполните большой таз водой - теперь это «озеро», в ко­тором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот её детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и гре­ются на солнышке». Придумывайте свои истории.

    КУПАНИЕ КУКОЛ
    Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочал­кой и мылом, заверните в полотенце, обсуждая эти действия с малышом: «А сейчас будем кукол купать. Нальём в ванночку теп­лой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый бу­дет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?..» и т.д.
    ЦВЕТНАЯ ВОДА
    Для проведения игры потребуются акварельные кра­ски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов можно увеличить). Расставьте  стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возь­мите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои дей­ствия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства»: «Сей­час возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь... опустим в ста­кан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

    СМЕШИВАЕМ КРАСКИ
    Смешивая краски, мы получаем возможность со­здавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в ста­кане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из си­него и жёлтого - зелёный, из красного и синего - фиолетовый и т.д.

    РИСОВАНИЕ НА МОКРОМ ЛИСТЕ

    Незабываемые ощущения может подарить процесс рисова­ния акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бу­маги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с во­дой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кис­точку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно мож­но провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

    ПЕЙТЕ, КУКЛЫ, МОЛОКО


    Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их различными напитками. В этой иг­ре красная вода превратится в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а чёрная или коричневая - в кофе... Фантазируйте вместе с ребёнком.

    ИГРЫ СО ЛЬДОМ
    ЛЬДИНКИ
    Приготовьте заранее лёд - вместе с ребёнком заполните во­дой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. На сле­дующий день достаньте лёд и выдавите из формы в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла - стала холодная и твердая». Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка тёплая - давай за­жмём в ладошке. Смотри, водичка капает - это лёд тает и снова превращается в воду».
    Можно приготовить разноцветный лёд, добавив в заморажи­ваемую
    воду краски.

    ТАЕТ ЛЬДИНКА
    Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»
    В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда наблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

    ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ
    Замораживайте воду не только в специальных формочках и в других ёмкостях. Используйте для этого пласти­ковые стаканчики, формочки из-под конфет и т.д., чтобы получить разнообразные ледя­ные формы разного размера. Исполь­зуйте их как конструктор - выклады­вайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.

    СОСУЛЬКИ
    Зимой на прогулке обращайте внимание ребёнка на зале­деневшие лужи, сосульки, сугробы и т.д.
    ИГРЫ СО ЗВУКАМИ
    ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ
    Окружающий мир наполняют самые разнообразные звуки. Обра­щайте на них внимание ребёнка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда раз­мешиваете чай, к звону бокалов друг о друга, скри­пу тормозов, стуку колёс поезда. И к тишине.


    ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!
    Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите дере­вянными и металлическими ложками друг о друга, легко проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.


    НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ
    Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две) - например, горох, гречневую и манную крупа, рис. Один набор коробочек положи­те перед ребёнком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребёнка к звучанию. Предложи­те ребёнку найти среди его коробочек ту, которая звучит так же. Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

    СВИСТУЛЬКИ
    Давайте возможность ребёнку услышать разно­образные звучащие игрушки - погремушки, свис­тульки, пищалки, колокольчики и т.п.


    МУЗЫКАНТЫ
    Неплохо, чтобы у малыша были детские музыкальные инстру­менты - барабан, бубен, дудочка, гармошка, пиани­но. Научите ребёнка различать их звучание. Для этого играйте за ширмой поочередно на разных инструментах, а ребёнок пусть угадает, на чём вы играете.
    Научите ребёнка играть на инструментах громко и тихо, мед­ленно и быстро.

    ЗВУКИ ПРИРОДЫ
    Оказавшись на природе, вместе с ребёнком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг - шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успоко­ение и гармонию.
        
    Игрушки с сюрпризом.
        В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимании кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз – выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики. Это всякого рода звучащие игрушки, игрушки-головоломки, игрушки с сюрпризом.
        Действуя с такими предметами, ребенок познает скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений. Такое занятие увлекает детей и развивает у них познавательную активность.

    Тряпичные игрушки.
        Для детей раннего возраста можно самим изготовить игрушки с секретом, например различные по форме шарики или подушечки (треугольные или цилиндрические, квадратные и пр.) из тканей, различающихся фактурой и цветом. Наполнителями послужит горох, манка, гречка, песок, поролон, соль, крахмал, бумага, лоскутки и пр. Внутрь такой подушечки положите что-либо издающее звук – бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку ит.п. Игрушки такого рода открывают богатые возможности для экспериментирования. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.

    Погремушки из бутылок.
        Аналогичным образом можно изготовить игрушки для экспериментирования из небольших пластиковых бутылок, чистых и сухих, наполненных разным материалом: мелкими камешками, горохом, крахмалом, манкой, бумажными конфетти, песком, монетками – и плотно закрытых крышками, чтобы ребенок не мог их открыть и высыпать содержимое. Получаются очень интересные погремушки, издающие неожиданные звуки и разные по внешнему виду и по весу. Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Так со временем он научится по звуку распознавать, что находится внутри.
    ИГРЫ С КРУПАМИ
    ПРЯЧЕМ РУЧКИ

    Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в неё руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребёнку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошкой о ладошку - немножко колется, да?»
    Спрячьте мелкие игрушки - закопайте их в крупу. Предложите ре­бёнку найти игрушку.
    ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ
    Пересыпайте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Во всех случаях обращайте внимание ребёнка на из­влекаемый при этом звук.
    Можно использовать разные крупы - рис, горох и др.

    ПОКОРМИМ ПТИЧЕК
    В этой игре понадобятся игрушечные фигурки пти­чек (это могут быть воробышки, курочки, уточки), а так­же гречневая или рисовая крупа. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички клюют? Да, зёрнышки. Давай насыплем птичкам зёрны­шек. Клюйте, птички, зёрнышки!»

    ВКУСНАЯ КАШКА
    Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите куклу: «Вот крупа. Добавим в неё водичку. Помешай кашку! Варись-варись, кашка! Готова каша? Давай кормить куклу. Кушай, Маша, кашу! Ах! Какая
    вкусная кашка!»
    РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ
    Перемешайте в мисочке небольшое количество фасоли и го­роха. Затем попросите ребёнка разделить горох и фасоль и раз­ложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасо­линки перемешались. Давай разложим горошинки на эту таре­лочку, а фасолинки - на эту».

    Игры с магнитом.
        Неожиданную противоречивую ситуацию создают игры с магнитом. Для этого достаточно положить на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скрепки, пуговки) и незаметно для детей двигать магнитом под листком бумаги или стулом. Педагог вместе с детьми выражает крайнее удивление тем, что пуговки и монетки вдруг задвигались; дает потрогать движущиеся предметы и старается вызвать любопытство по отношению к наблюдаемым явлениям. Секрет «фокуса» можно открыть через некоторое время и дать детям возможность повторить опыт.

    Волшебный мешочек.
        Эту распространенную и популярную игру для старших дошкольников в упрощенном варианте можно использовать и для детей раннего возраста. В качестве материала потребуется небольшой мешочек из мягкой непрозрачной ткани, затягиваемый шнуром или резинкой. Желательно, чтобы в мешочке были собраны разные знакомые и незнакомые детям игрушки: шарик, деревянный грибок, кукла-голыш, рыбка, уточка, самолетик, машинка, кубик, совочек. Главное, они должны быть привлекательными по цвету и рисунку. Играть можно с небольшой группой (трое – четверо детей). Педагог предлагает всем по очереди опустить руку в мешочек и, взяв один предмет, на ощупь отгадать, что нашли. Задача – поддерживать любопытство группы. Если ребенок еще не умеет говорить или не может назвать найденный предмет, взрослый ограничивается тем, что предлагает ему просто вытащить предмет из мешочка, так чтобы все могли рассмотреть его. Если кто-то называет предмет, но неправильно, педагог, исправив, обращает внимание группы на особенности формы игрушки, дает возможность детям подержать ее в руках.
        Усложнение. В последующем можно давать детям определенные поручения, например достать из мешочка куколку или чашку. Или дополнять содержимое мешочка новыми и неопределяемыми на ощупь предметами – кусочком поролона, мятой бумагой, палочкой. И найти предмет с конкретными свойствами (достань что-нибудь мягкое, твердое, круглое, маленькое). После выполнения поручения остальные дети рассматривают, ощупывают найденную игрушку, проверяют, правильно ли перечислены названные свойства.

    Игры с песком.
        Песочница – излюбленное место игр во время прогулок. Самое важное, чтобы песок был чистым. Как дети играют в песочнице, известно: копаются руками, лопаткой, палочкой; вставляют в песок палочки, веточки, листики, камешки. Ребенка раннего возраста лепить куличики может научить только взрослый. Ребенок видит образец и пытается повторить. Но вот о чем следует помнить: не менее увлекательно другое занятие – разрушать куличики. Не было ничего – вдруг появилось что-то интересное и опять исчезло. Поэтому сердиться на эти действия нельзя.
        Взрослый показывает детям, какой песок сухой, какой мокрый, как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия взрослый обязательно комментирует. Чем больше разнообразных по форме куличиков, тем интереснее. Формочками могут послужить пластмассовые бутылки и банки из-под шампуней, кремов.
        Однако в песочнице можно не только лепить куличики, но и закапывать, а потом раскапывать различные игрушки. Это напоминает детям их любимую игру в прятки. Поэтому на глазах у детей  можно закопать какую-нибудь пластмассовую игрушку или формочку и громко выразить удивление. Обычно в ответ на призыв дети с удовольствием откликиваются совочками или грабельками. Особый восторг вызывает тот момент, когда сквозь песок начинает проглядывать кусочек спрятанной игрушки. Маленькая победа вдохновляет на более энергичное раскапывание. Суть в том, что увлечение игрой рождает желание вновь спрятать в песке и выкопать игрушку.
        Можно научить малышей насыпать песок в ведерки (или формочки), утрамбовывать его лопаткой или ладошкой. Очень увлекает перекладывание песка из одной емкости в другую. В песочнице можно копать ямки, насыпать большие кучки и сооружать из них дома, формировать клумбы или лепить руками из мокрого песка заборчики или башенки. Это даже проще, чем лепить куличики.
        Детям постарше показать, как конструируют из песка заборчики по кругу, как пристраивают к ним башенки из ведерок. В процессе игры можно показать два ведерка, одно полное, а другое заполненное наполовину, и спросить: какое ведерко тяжелее? А затем дать задание самостоятельно заполнить ведерки песком (полностью или наполовину). Обратить внимание: в большое ведерко помещается много песка, чтобы его наполнить, требуется насыпать много совочков, в маленькое – мало. Песок легко заполняет емкости любой формы.
        Увлекает детей также игра с песком и водой одновременно (в часы прогулки на участке). Если песок сухой, понадобится полведра воды. Песок поливают из леечки. И лучше полить полпесочницы, а вторую половину оставить сухой. В середине можно соорудить холм или вылепить замок, а вокруг вырыть ров и залить его водой. Замок оживет, если заселить его обитателями. Пригодится любой подручный материал: из цветка получится принцесса, из листика – принц, из маленьких палочек – солдатики, а из сучка – король или разбойник. Еще интереснее, если замок будет соединять с сушей откидной мост из небольшой дощечки.
        Все готово для розыгрыша настоящего спектакля с похищениями, пропажами, встречами, разрушением и воссозданием песочных замков. Игры такой направленности могут длиться по нескольку дней. Они чрезвычайно полезны для разных сторон развития и, конечно же, делают жизнь детей полнее и интереснее.

    Игры с бумагой.
        Много новых возможностей открывают перед детьми игры с обычной бумагой, даже с комочками-снежками из тонкой бумаги. Уже не говоря о том, что в нее можно завернуть разные игрушки, можно порвать на мелкие кусочки старую ненужную бумагу и заполнить ею мисочки и кастрюльки. Из бумаги можно «лепить» скульптуры, складывать самолетики, кораблики, стрелы, изготовлять вертушки или простые салфетки. С 2 лет детей учат пользоваться округлыми безопасными ножницами. Работа эта – нарезание мелких кусочков из бумаги – приносит удовольствие.
  2. К сожалению, не сохранила ссылку.
  3. Вот ссылки на блоги, в которых Вы можете найти много интересного по этой теме: Ни минуты покояВеселые будниРомашки для РомашкиТакой большой Маленький мирБольшой мир маленького ребенка и Блог Алены Решетовой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий