Ребята с любопытством наблюдали, как я рисовала "карту находилок", задавали вопросы. Дождались прогулку и отправились на исследования! Разъяснения были уже лишними - тут же к березе, сирени, одуванчикам разлетелись - все на участке! Пришлось собирать их вместе для обсуждения: что изменилось в растениях по сравнению с картинкой?
Арсений позже с удовольствием заполнил лист зарисовками.
Сравниваем фото 26 апреля (Наблюдения за деревьями).
А теперь на березе много листочков.
Дует ветер, но можно поверить нам - здесь теперь много одуванчиков, а раньше несколько цветочков мать-и-мачехи мы берегли для проснувшихся голодных насекомых.
Сирень еще набирает цвет, тяжелые ветки склонились и позволяют их рассмотреть и ощутить тонкий аромат.
А через два дня - цветочная эйфория со всех сторон! А какой аромат стоял в 7 утра после дождя....
Наблюдения за деревьями провести было нелегко - деревья высокие, дети быстро теряли интерес. Но кое-что удалось обнаружить:
1. Кто ел эти листья?
Вот кто! Плохо видно, но по-моему, это лесные клопы (коричневые), штук 7-8.
Или жук-листоед, упавший с ветки?
Не муравей же?
Рассмотрели бутончики яблони - нежные, розовые.
Юля их зарисовала:
На одуванчиках полно посетителей: муравьи, пчелки, шмели, мошки.
Муравьи, которых мы подкормили немного, сделали толщиной с палец лаз около лакомства, но как только оно закончилось - запечатали.
А теперь понаблюдаем за погодой: тепло (сказали дети), + 18 градусов, ветер холодный - 4 м/с, облачно.
Дети помнят, что в прошлый раз наблюдали за птицами, как кормили голубей и воробьев, как последние строили гнездышко, щипая ветки сирени и собирая пух. А теперь они уже наверное высиживают яички, а на ветках чирикают по одному, а не стайкой.
А у этого воробьишки мы знаем, где находится гнездышко:
под подоконником нашей прежней группы,
от туда и веточки торчат, и прячется он туда.
Сегодня на участке было бело от лепестков яблонь, уже осыпаться начали - ветер помогает.
Поэтому решила и с ними провести эксперимент. Пригласила желающих, остальные занялись своими делами.
Сначала мы наблюдали, как летят лепестки - "плавно, кружатся, кувыркаются".
- А почему они белые?
- Потому что от яблони.
- А я думаю, что от воздуха. Проверим?
Стоило достать шприц - количество желающих экспериментировать увеличилось)) Взяли два одинаковых лепестка. Посмотрели их через лупу и на просвет. Один положили в шприц, набрали воду и выпустили воздух. Артем знает свое дело.
- Нужна сила. Кто поможет? - Данил - первый: заткнул пальцем кончик шприца и стал оттягивать поршень. Затем целая очередь оттягивала.
- Вот он воздух! Лепесток стал прозрачным! - определил Данил.
Лепесток почти не виден в воде, зато пузырьки воздуха на стенках появились.
Сравниваем два лепестка (до эксперимента оба были белыми).
Через лупу стали отчетливо видны прожилки.
А в микроскопе - чудо!
- Луна! - обрадовался Арсений.
И правда, словно кратеры луны, мы сравнили лепесток с мешочком для упаковки, в котором можно лопать пузырьки воздуха.
Для сравнения рассмотрели и белый лепесток.
Ильяс нашел старый лист дуба, ставший для ребят еще одним открытием, когда я рассказала им про водоносную систему листа)). Но под микроскопом он не произвел впечатления.
После прогулки сделали зарисовки, даже просили фото показать - с натуры рисовали))
![]() |
Аришины "находилки" |
А лист я разрезала и вклеила туда же.
В развернутом виде:
Вот какой он пухлый стал!
Благодарим за вдохновение Ольгу Астраханцеву, хозяйку блога Магия биологии и соавтора проекта "Весна идет!", спонсором которого является "Праздник в кубе", и подарившую нам возможность интереснейших исследований и открытий! Надеюсь, мы успели?
Елена Валерьевна, какие же обширные и интересные наблюдения проведены с ребятками! Как здорово! Столько всего отметили, а самое главное зафиксировали, зарисовали.
ОтветитьУдалитьКакой интерес в глазах детишек. Целая группа юных натуралистов получилась!
Какое классное сравнение с пупырчатой пленкой)))
А дырки в березовых листьях сделал листоед. Клопы сосут растительный сок.
Большое спасибо, я получила настоящее удовольствие!
Спасибо, Ольга Александровна, очень приятно слышать такие слова от Вас! Вы предоставляете нам возможность исследования, получать знания от соприкосновения с природой.
УдалитьПодсказками обязательно воспользуюсь))
Юные натуралисты в садике - это просто замечательно!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна! Очень мило - юные натуралисты))
УдалитьЛена, какие же малыши настоящие исследователи! Так все подмечали и фиксировали! Молодцы!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Аня! Все благодаря вам, нам было очень-очень интересно! Надеюсь, будет продолжение проекта?
Удалить