воскресенье, 29 мая 2016 г.

Приобщение детей к художественной литературе через русские народные сказки

Этот проект проходил в рамках годовой задачи детского сада в нашей второй младшей группе с февраля по май. 
Цель проектапознакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования литературного опыта в их творческой деятельности. 
Мы приготовили презентацию и на педсовете защищали свой проект.
Почему выбрали эту тему?

Как-то спросила детей, каких сказочных героев они знают, дети стали перечислять: человек-паук, Поли-робокар, еще весь "Щенячий патруль" и т.д. 
Мы провели анкетирование родителей, оказалось, многие читают детям только современную литературу, некоторые - русские народные сказки, а кто-то не читают вовсе... И дети предпочитают современные мультфильмы.
Конечно, у каждого времени свои герои, но неслучайно сказки передаются из поколения в поколение и служат прекрасным воспитательным средством. Слушая сказки, ребенок приобретает жизненный опыт, развивает воображение и образное мышление. 
Поэтому мы решили совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием компьютерного оборудования, через драматизацию сказок с участием самих детей.
Подобрали наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал. Оформили книжный уголок и отремонтировали книги.


 
  Читали новые сказки и вспоминали уже прочитанные («Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина; "Бычок-черный бочок, белые копытца"). По сказкам провели беседы, рассматривали иллюстрации, рассказывали сказки по схемам.
Например, образовательная деятельность по развитию речи "Волк и козлята" (здесь). Цель: формирование образных представлений об окружающем мире.
Впервые применили ИКТ на развитии речи «Путешествие по сказке «Три медведя» (здесь). Цель: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности и приобщения к устному народному творчеству.
Тема русских народных сказок отразилась в изобразительной деятельности.
Рисование «Колобок», «Укрась тарелочку для колобка».


Раскраски по сказкам самостоятельно разрезали на части и составляли картинку. 



              Лепка:«Мишка»,
           «Мисочка для трех медведей»,
                 «Зайчик с морковкой».

Из соленого теста козлят.
Аппликация «Домик для зайчика»: добавить снежок – задумка детей.  

«Лиса и Колобок»

«Приготовление» супа для папы совпало с театрализацией «Трех медведей», и дети спросили, что такое похлебка. Так и назвали. 

            «Сказки из листочков» по пособию И.Лыковой.


На физкультуре использовали народные игры: п/и «Зайцы и волк», «Гуси», «Воробушки и кот», «У медведя во бору», «Лиса на охоте», «Лиса и зайцы», хоровод «Гори, гори ясно»; логоритмическое упражнение «Котенок – шалун»; "Пройди, как герои сказок" (проскачи, как лягушка, пройди, как медведь и т.д.).  
Разыгрывали сказки на фланелеграфе и магнитной доске. 

С открытыми ртами смотрели премьеру сказки «Гуси-лебеди» в теневом театре. Для многих, и для меня, это впервые. А вот сказка в исполнении детей.
 
 Активно разыгрывали дети сказки в новом конструкторе и сочиняли свои. «Волк и семеро козлят», «Теремок» и «Заячья избушка».

Декорации помогают в представлениях, пригодились домики, сделанные родителями для новогодней сказки. 

«Маша и медведь», а чаще - свои.

  С новым интересом разыграли сказку «Колобок» на песке (используем метод Ж. Шайдаровой). Сам песок притягивал ребят, преобразив старую сказку. Звери прятались в песок, дети рисовали им дорожки.


Сказки стали иметь место и в самостоятельной деятельности детей.



Однажды утром Юля с разбегу - за ширму и кричит: «Садитесь скорее, сказку покажу!» 
           Вот как культурно и самостоятельно!
 Девочки музицировали на палочках песенку Козы (здесь). Из спилов дети строили дом для козлят, и костер для волка.

Итогом проекта была драматизация  музыкальной сказки «Теремок»  с использованием музыкальных инструментов на открытом занятии для родителей. Фото, к сожалению, нет.
Изготовлен лепбук  «Путешествие по сказкам». Интерактивная папка с заданиями, вопросами и играми помогает лучше запомнить материал.
В группе открыта выставка «В гостях у сказки» (первое фото). Из дома принесли любимые книги, игрушки, сшитые руками мамочек, появился хранитель сказок (идею взяли у И. Галянт) – Старичок-Лесовичок, в сундучке которого появляется герой, указывающий, какая сегодня будет сказка. Волшебный мешочек со сказочными предметами, волшебными словами и  загадки.
Родители совместно с детьми сделали поделки и приняли участие в выставке "Моя любимая сказка":

Егор Г. и мама Анастасия Евгеньевна;
               Катя С. и мама Анастасия Сергеевна;
Аэлина К. и мама Ольга Владимировна; 
Ариша Ш. с сестренкой и мамой Альбиной; 
наша "новенькая" Василиса К. с мамой тоже приняли участие! Благодарим вас!

За время проекта увеличился интерес к сказкам, театрализации и импровизации. Теперь дети знают, кто пишет сказки, и кто такой русский народ. Однажды услышала: «Давай играть, я буду сказочным героем!»...
Что мы ожидали от проекта:
- дети используют русские сказки в активной речи;
- создана предметная среда, способствующая приобщению детей к русской сказке;
- с
формированность познавательного интереса у детей, расширение представлений о русском народном творчестве;
- готовность воспринимать произведения устного народного творчества, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.

В будущем планируем продолжить работу в направлении сказкотерапии, сочинительстве сказок. И мечтаем создать по ним мультфильмы.
Спасибо за внимание!

13 комментариев:

  1. Елена, вот бы побольше таких воспитателей! Видна любовь к детям и к своей работе! Декорации-домики - супер! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена, мы очень старались! Детям было очень интересно наблюдать, как мы готовили из картона убранство нашей избушки. Все ждали скорее печь, а как только она высохла - тут же волка туда засунули)) Вот куда-то коврик вязаный подевали...

      Удалить
  2. Люблю проекты! Потому что сама узнаю много нового и легко все это запоминаю.
    Лена, молодец, здорово получилось!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Жанна, а я люблю незапланированные проекты, подсказанные детьми или обстоятельствами, а может чьим-то опытом заражусь))

      Удалить
  3. Замечательно, Елена!!! Отличный проект получился!!! Молодцы!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Наталья! Хотелось и родителям показать, какая работа ведется с детьми, по-моему, получилось.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Елена Валерьевна! Это так важно на самом деле - знакомство детей со сказками, особенно с добрыми, которые несут в себе огромную воспитательную функцию. На занятиях уже в старших группах дети на Буратино или Незнайку говорят: "Какой-то мальчик", зато черепашек-ниндзя или человека-паука знают. Жаль, что родители так мало уделяют этому внимание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Благодарю Вас за поддержку, Вы правы, к сожалению мы поздно понимаем цену такого воспитания. Где же, как не в садике, стоит познакомить детей со сказкой?

      Удалить
  5. Елена Валерьевна, такой большой обзор разной деятельности!
    Каждая сказка и знакомство с новыми героями для малыша это новый опыт. Опыт взаимоотношений. Работая в таком тесном взаимодействии у ребят останется больше ярких впечатлений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Виктория Александровна, за такой меткий подведенный итог нашего проекта! Мне очень дороги оценки профессионалов!

      Удалить
  6. Просто великолепно! Столько материала, идей, творчества и игры! Спасибо за такой ценный материал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю за высокую оценку, Аня! Мы будем очень рады, если что-то пригодится и вам))

      Удалить
  7. Отличная работа с детьми!Молодцы!

    ОтветитьУдалить