суббота, 29 апреля 2017 г.

Весенний марафон. Наблюдение за насекомыми.

Приняв приглашение Ольги Астраханцевой поучаствовать в марафоне "Весна идет!", спонсором которого является "Праздник в кубе", с детьми детского сада, предлагаю вам отчет о незабываемых трех днях прогулок. 
Наблюдения за природой являются необходимой частью прогулки в детском саду, но связанные с исследованиями, они оказались еще увлекательнее. Они привлекали не всех детей, но у большинства вызывали огромный интерес, думаю, эти знания у них обязательно сохраняться.
Я разделила фотографии не по дням, а по темам: наблюдения за насекомыми, за птицами и деревьями.

С первыми теплыми деньками дети возбужденно воспринимали появление насекомых, бежали, рассматривали, обсуждали и, конечно, задавали вопросы. Им было недостаточно простых объяснений о том, что это живые существа, они приносят пользу, поэтому их не нужно убивать. Пришлось срочно пополнять знания о них, в чем мне помог блог Магия биологии.
Мы вспомнили, что видели  мертвого шмеля на дорожке и теперь узнали, что у него от голода не было сил летать, ведь в городе очень трудно  найти первоцветы. Кругом асфальт, рассуждали дети, а редкие цветочки, вызывающие чувство радости, срываются для любимых мамочек... Из этого мы решили сберечь цветочки мать-и-мачехи, которые расцвели прямо напротив нашего участка, и подкормить просыпающихся весенних насекомых.
Дети с интересом наблюдали за сооружением кормушки, выбирали подходящие для привлечения насекомых крышки, убирали обрезки пластика и давали советы по изготовлению)) 
Дно "полторашки" оказалось слишком узким и жестким, но что-то получилось.
К вопросу о предпочтениях в еде приготовили "Ресторан для насекомых": яблоко, сахар, сыр и конфеты (как же без них). Сахар сделали сами из воды и сахарного песка.
Взяли с собой лупу, сахарный сироп и семечки для птиц.
Сделала запись: среда, 26 апреля, 8 градусов, облачно, ветер 3-4 м/с. 
Установили все у первых увиденных насекомых - муравьев и стали ждать.


 
Как настоящие болельщики, дети с азартом подзадоривали снующих муравьишек отведать угощения, но те с упорством не замечали. Вот кто-то попробовал палочкой подогнать ничего не понимающего мураша, пришлось объяснить, что такое -  наблюдение.
 Решили, что они нас боятся, надо нам отойти и поискать другие признаки весны. А к муравьям вернемся позже. 
Так мы наблюдали за небом, деревьями, птицами, но это в другом отчете.
Вот такую картину можно было наблюдать во все дни исследовательских прогулок.


А еще рассказала детям об "одуванчиковом кафе", которое мы посещали с сыном Андреем в прошлом году. Дети с интересом побежали проверять "кафе мать-и-мачехи". И обнаружили в нем много разных посетителей.



 И много насекомых удалось сфотографировать.
 Божья коровка особенно любима детьми, ведь с ней можно немного поиграть: подставив пальчик, принять на ладошку и посмеяться над щекотанием маленькими лапками; рассказать стишок, высоко подняв руку, увидеть, как она полетит на "небо за хлебушком". Теперь мы знаем, что она уничтожает тлю, вредителя растений, и несъедобна для птиц.

Под листьями нашли жужелицу, быстро убегающего в укрытие.
Скоро мы будем гонять надоедливых мух, но первая увиденная одинокая муха вызывала радость, тем более в период фотоохоты на насекомых - признаков весны.
Илюшка еще осенью не мог удержаться, чтобы не раздавить какого-нибудь жучка, а теперь уступил ему дорогу.
Не разрешает детям трогать их руками.
Правильно, лучше рассмотреть их через лупу.
"Пожарники" греются на солнышке в щели под асфальтом (тут проходили ремонтные работы по замене трубы).
Клоп-солдатик или красноклоп бескрылый
Утром второго дня наблюдений было уже 12 градусов, и количество насекомых увеличилось. Мы сделали вывод, что они тоже любят тепло.

А это что за тонкий желтый червь пары сантиметров? 
А это случайно раненое кем-то насекомое дети заботливо подсадили на совочек и отнесли в траву за забор.
Мы не успели поймать в кадр красивую бабочку и пролетающего большого шмеля, дети были удивлены гулом, который он издавал, и рассказом о том, что весной можно встретить лишь производителей колонии, а остальные погибли еще осенью.
Периодически кто-нибудь поглядывал за кормушками.
Через 40 минут с большим восторгом обнаружили "первонаходца" сахара!
 Я ставила в пример детям муравьиную дружбу и взаимопомощь, рассказывала, что если один найдет что-то вкусное, он не будет есть один, а позовет своих друзей. 
Но наш муравей вопреки моим ожиданиям долго лакомился в одиночку. Нам пришлось уходить на обед, так и не дождавшись появления на сахаре других насекомых...
Мы наблюдали за ним через лупу, надеясь увидеть сигналы, подаваемые своим сородичам, по картинке "Язык муравьев"... Может это какой-то "неправильный" муравей был?
Но зато обнаружили и других любителей сладкого.

 А перед сном я прочитала им авторскую сказку про насекомых "Кто где живет" Волковой Т.АВыйдя на вечернюю прогулку, которую дети ждали уже с нетерпением, быстро наводя порядок в группе, тут же кинулись к кормушкам. И  перебивая друг друга, кричали о первом посетителе нашего ресторана!
Муравей бегал от одного угощения к другому, а мы терпеливо ожидали, что же он выберет. Первым был сыр.
Потом яблоко, причем в свежем разломе.
Конфеты муравьи не трогали, значит они вредные, решили мы и вспомнили про сыпь на щечках и больных зубах...
На третий день наши подопытные ели конфеты... А дети жалели их, ведь теперь и у них будут проблемы. Сначала один муравей вредил своему здоровью, а потом и другие.

Что же с сахаром? Он оказался любимым лакомством и на третий день значительно уменьшился в размерах.

У кормушки не заметили летающих, но муравьи сновали по ней за сладким сиропом.

Дети спокойно могли наблюдать за ними через лупу.
А на третий день, когда воздух прогрелся до 22 градусов, мы получили ответ на вопрос: где же живут муравьи, ведь здесь не видно муравейника?
Муравьи открыли и показали нам вход в подземный муравейник! И находился он рядом с нашим угощением!
Вход довольно большой и прикрыт листиком - дверь! - решили дети. Туда-сюда через него сновали жители, это было весело наблюдать.
Каково было их удивление, что там есть много специальных помещений, а сами насекомые проводят уборку и весеннюю чистку жилища!
источник

В эти дни у нас популярной стала подвижная игра "Муравьи и дождик", которая описана в блоге Оксаны Дмитриевны Моя песочница, там же я взяла и другие идеи.


Мы читали сказку В. Бианки "Как муравьишка домой спешил", после чего я слышала у детей разговоры о том, что пауков убивать не надо, ведь они помогают муравьям добираться до дома. Вспоминали, в каких сказках еще встречается муравей.
В группе дети занимают очередь для игры с моделями насекомых и просмотра карточек.
Готовится альбом наблюдений. Зарисовки мы делали уже в группе:
Божьи коровки
Пчелки опыляют цветы


Гусеницы
Подводя итоги наблюдений, дети рассказывали о пользе насекомых для растений и птиц, человека и его посевов, в холодную и ветреную погоду насекомых очень мало, а в солнечную - много. 
В продуктивной деятельности отразились наши наблюдения.
"Муравьи". 
Пластилин, чай, песок, бумага (обрывная техника).




Бабочки в технике монотипия:






Отправляемся с наблюдениями в Детскую галерею.
Участвуем в Галерее весеннего марафона "Весна идет!"

8 комментариев:

  1. Елена Валерьевна! Я в восторге!
    Вот это работу Вы провернули! И кормушку сделали и ресторан целый устроили! И понаблюдали, и поиграли! Как здорово! А какой творческий альбом будет! БРАВО! Одни восклицательные знаки)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Александровна! Вы придумали замечательный проект и вдохновили на такие исследования. А дети с удовольствием применяют все новое, видя мой интерес. Даже наши близнецы угомонились на это время)) Еще понравилось, что после прогулки дети сами захотели нарисовать то, что увидели. Видимо и рассказы, почерпнутые из Вашего блога, тронули маленькие добрые души.

      Удалить
  2. Лена, вот это великолепие! Такой богатый "набор" насекомых, столько всяких увидели, нашли, узнали! Браво! И покормили, и так тщательно наблюдали, а потом все это "законспектировали"! Просто шикарные наблюдения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень приятно, Аня, получить такую оценку! Трудов нам не стоило, все остались довольны, все благодаря вашему марафону - отличная идея! Теперь листают дневник наблюдений, нравится им, ведь сами все видели))

      Удалить
  3. Лена, читала пост и подумала: возьму- ка я завтра на прогулку в садике группу детей (человек 5) и пойдем в путешествие вокруг садика. На прошлой неделе стояла на группе - всей группой ходили, но это не то. Я пока не умею в большой группе удерживать внимание (стою на группе по необходимости очень мало). Хотя и в то путешествие многое увидели. Спасибо за вдохновение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да-да! Я сама переживала, что увлекусь - прокараулю, но такие дети на удивление рядышком сидели, ходили за мной, интересно им было. И теперь увидят что-то, кричат, зовут всех - понаблюдать. Беречь природу стали, в отличии от тех, кто не ходил в эти дни))
      "Ой! Оса!" - кричит, руками машет, а ему в ответ: "Она по делам летит, цветочки ищет, а с тобой познакомиться хотела"

      Удалить
  4. Мне очень понравилась ваша прогулка и отвага ваша впечатляет! Целую группу детишек порадовали! Детки, как губка, впитывают всю информацию предоставляемую им нами - взрослыми!
    Эксперимент с муравьями и разными угощениями очень понравился!
    Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
  5. Склоняю перед Вами голову! Я бы была очень рада, если б с моей дочерью проводили подобные прогулки в садике. Мне очень понравилось с вами гулять - интересно, познавательно, подробно, внимательно.

    ОтветитьУдалить