Эффективным средством формирования личности ребенка является предметно-пространственная среда.
Совместно с родителями мы постарались сформировать развивающую среду таким образом, чтобы она вовлекала детей в образовательный процесс и обеспечивала психологический комфорт, а также соответствовала принципам ФГОС ДО.
Постараюсь подтвердить фотографиями нашей группы:
вариативность предметно-пространственной среды, ее трансформируемость, полифункциональность, доступность и безопасность.
Вариативность предполагает наличие в группе различных пространств для игры:
- от Ксюшиной мамы Ани.
Мы заламинировали "Сказки из листочков" и сделали книгу с авторскими сказками детей.
Совместно с родителями мы постарались сформировать развивающую среду таким образом, чтобы она вовлекала детей в образовательный процесс и обеспечивала психологический комфорт, а также соответствовала принципам ФГОС ДО.
Постараюсь подтвердить фотографиями нашей группы:
вариативность предметно-пространственной среды, ее трансформируемость, полифункциональность, доступность и безопасность.
Вариативность предполагает наличие в группе различных пространств для игры:
- уголок конструирования (различные виды конструкторов, схемы для построек и мелкие игрушки для обыгрывания их);
- располагающийся рядом игровой уголок для мальчиков с разной техникой, дорожным плато и инструментами;
- уголок безопасности (книги, игры, картинки по безопасности)
- центр сюжетно-ролевых игр ("Дом", "Кафетерий", "Супермаркет" , "Салон красоты" и др.)
"Салон красоты", Школа" |
- познавательный уголок
- патриотический уголок с альбомами по краеведению, играми, схемами группы, участка, дороги в садик и библиотеку;
Работа Георгия и Ирины Леонидовны |
- речевой центр с необходимыми по программе играми,
в книжном уголке - соответствующей тематики литература, портреты писателей, "книжная больничка" и подушки,
по соседству располагается уголок ИЗО:
бумага для рисования, раскраски по теме, шаблоны, журналы для рассматривания и вырезания и др.,
карандаши, фломастеры, мелки восковые, штампы, фигурные ножницы и необходимые инструменты для творчества;
- выставка самостоятельных детских работ из глины, пластилина, бросового материала
- мини-музей "Собака - друг человека".
Художественно-эстетическое развитие дополняют уголки: ряжения, театральный и музыкальный:
- уголок ряжения (костюмы, маски, короны, шляпы, бусы), фланелеграф, куклы би-ба-бо, пальчиковый театр;
- театральный уголок (различные виды театров);
- музыкальный уголок (фабричная имитация музыкальных инструментов, колокольчики, а также шумелки и дидактические игры своими руками)
- центр науки и природы (необходимые материалы и инструменты для экспериментирования и игр с водой и песком, природный и бросовый материал и поделки из него,
календарь наблюдения за изменениями в природе и погодой, комнатные растения с паспортами и инструменты для труда);
- физкультурный уголок с достаточным пространством для движения находится в приемной (альбом здорового образа жизни, выполненный совместно с родителями, альбом "Виды спорта", "Дартс", массажные дорожки, мячи, моталочки, нетрадиционное оборудование)
Работа Сашиной мамы - Анны Владимировны |
- уголок уединения находится в спальне, хорошо просматриваемый при открытой двери и достаточно уединенный от общей деятельности детей (кресло-мешок, альбом с домашними фотографиями, книги по эмоциональному развитию и по интересам детей, мягкие игрушки, сшитые мамами)
- уголок дежурств
Разнообразие материалов игр, игрушек и оборудования позволяет обеспечить свободный выбор детей, периодическую сменяемость, стимулируя игровую, исследовательскую, двигательную и познавательную активность детей.
Трансформируемость пространства, т.е. возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов детей (игровая мебель на колесах, ширмы, маркеры игрового пространства, столы, располагаемые для коллективной работы и в паре):
"Ракета" - работа Аришиной бабушки |
макеты "Автосервис", "Парковка", "Ферма", сделанные родителями.
работа Трофима и мамы Марии |
над "Парковкой" трудился дедушка Азизбека |
от мамы Ильяса - Юлии |
Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования предметов среды и детской мебели в соответствии с замыслом и сюжетом игры (мобильные книжные полки (на колесах), игровые маркеры):
"Поликлинику", "Аптеку" сшила Аришина бабушка |
"Корабль", "Машина", "Самолет" |
используется и как физкультурное оборудование для подлазания,
- карточки в "Супермаркете" меняются по теме игры,
а сам "Супермаркет" используется в качестве театральной ширмы (он теперь тоже на колесах, благодаря папе Аделии),
или кассы театра,
- мольберт - для магнитного театра, демонстрации иллюстраций, рисования мелом и маркерами и т.д.;
"Салон красоты" |
- сворачиваемость сюжетно-ролевых игр позволяет использовать детскую мебель по интересам, заменяя атрибуты;
"Школа" |
Природные материалы используются в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов - заместителей:
в сенсорных коробках, конструировании и изготовлении поделок,
"Законсервированная осень" |
измерительные приборы - в экспериментировании и сюжетно-ролевых играх,
бросовый материал - в конструировании и в качестве предметов-заместителей,
крышки - предметы-заместители, сухой бассейн, выкладывание мозаики, конструирование, сортер, дидактические игры.
Наша новая полифункциональная выставка детских работ при их отсутствии может нести декоративную функцию панно, в которую при желании могут быть добавлены картинки, цветы, листья, снежинки, ракушки и т.п. (они легко вставляются между натянутыми нитями).
Насыщенность среды предполагает разнообразие материалов и оборудования, а также соответствие возрастным особенностям детей и содержанию программы.
Палочки-стукалочки и портреты композиторов |
- в сказочный чемоданчик добавилась пальчиковая сказка из фетра про муравьишку,
- коллекция лоскутков для разнообразия творческой деятельности, игра "Найди пару" (подробнее здесь),
- почти совместная с детьми работа - музыкальный инструмент "Шум дождя" (по набитым внутри трубы гвоздикам ссыпается различная крупа, звук - не отличить от настоящего),
- подаренная нам "Музыкальная сказка" (как-нибудь расскажу о ней),
- популярная сегодня у нас игра "Кафе" или "Пиццерия" пополнилась атрибутами, выполненными совместно с мамой Аделины - Айгуль,
- сумки, корзинки, тележки - для "Супермаркета",
- нетрадиционные речевые игры "Сказки на камнях",
- уголок ИЗО наполнен различными материалами в соответствии с возрастом (рисование, аппликация, лепка), а также глина, бумага разной фактуры, клей, ножницы, обрезки бумаги для коллажей, набор фетра, пуговицы и бусины, альбомы со схемами для самостоятельного творчества, образцами прикладного искусства, истории костюмов, дидактические игры,
акварель, гуашь, палитры, мел |
Лешина мама связала корзиночки для игр |
Рисование нитками |
Украсить рамку картинки красивой лентой |
- самостоятельная работа с тестом,
с популярным у нас "Мистером Зубастиком" развивается мелкая моторика и речь (знакомство с профессией стоматолога),
- различные измерительные приборы, гербарий, коллекция засушенных листьев и фантиков,
ростомер,
- на этом коврике можно построить любой мир по интересам и добавить животных,
- песочница
Соблюдается принцип доступности детей к о всем игрушкам и оборудованию, обеспечивая их свободный выбор.
А также все элементы развивающей среды соответствуют требованию безопасности и надежности.
Тема недели "День народного единства" прослеживается в группе:
в книжном - книги о дружбе, в ИЗО - соответствующие теме раскраски, в родительском уголке папка-передвижка
и красивый кармашек, привлекающий внимание родителей, чтобы взять с собой листочек и дома вместе с ребенком выполнить эксперимент, поделку или почитать стихи по текущей теме.
Развивающая среда нашей группы была бы недостаточной без продуктов детского творчества.
Из собранных во время прогулок в детсаду и с мамами находок (желуди, ранетки, шишки, листья) получилось прекрасное осеннее украшение группы, свисающее с потолка.
Рамки из картона для своих самостоятельных работ дети украшали пазлами, листьями, обрезками бумаги.
Мы заламинировали "Сказки из листочков" и сделали книгу с авторскими сказками детей.
Дети нарисовали билеты в театр,
деньги
и подписали ценники на продукты.
Атрибуты для игр из теста и картона: печенье, пицца, карамельки
и поделки из самодельного конструктора - все их работа.
Идеи по крупицам собирали в интернете, благодарим за них авторов. Буду рада, если кому-то еще поможет моя презентация в создании развивающей среды.
Уважаемые родители! Благодарим вас за оказанную помощь и поддержку нашего стремления сделать жизнь детей в детском саду интересной и разнообразной. Все можно купить, но невозможно без тепла ваших рук создать психологически комфортную атмосферу, индивидуальность среды, ощущения вашего присутствия заскучавшим по вам детям, вашей причастности к образовательному процессу.
Ого, сколько всего у вас там есть. Вот это простор для обучающих занятий и дидактических игр
ОтветитьУдалитьБлагодарю Вас, Анна Борисовна! Не знаю, как работать иначе, ведь игрушки быстро надоедают, нужно чем-то заменять. Хорошо, что есть где взять идеи))
УдалитьЕлена Валерьевна, здравствуйте. Какая разнообразная предметно-развивающая среда. приятно видеть, что ребята пополняют уголки своими поделками. Отлично, что Ваши родители причастны к этому.
ОтветитьУдалитьБлагодарю Вас, Анна Анатольевна! На себе всего не унесешь)) Помощь родителей необходима, мы им очень благодарны. А у детей рисунки на наклейки выменивала, все домой унести надо))
УдалитьСколько интересных моментиков я у вас подсмотрела! Заинтересовали "сказки на камнях" - это как? Выстраиваешь цепочку и составляешь сказку?
ОтветитьУдалитьУют и тепло ощущается в каждой представленной вещи. Нисколько не сомневаюсь, что ребятам очень комфортно находиться в таком дружном коллективе!
Спасибо за добрые слова, Нелли Анатольевна! Стараемся, чтобы так было. Важно воспитывать в детях уважение к труду других людей. Свои парковки дети сначала даже трогать не разрешали, пока не дали им обещание беречь, не ломать.
Удалить"Камни историй" - нашла сейчас источник в блоге Mampapson. А в Пинтересте много вариантов.
Каждый по очереди достает вслепую камешек и сочиняет предложение, по смыслу связанное с предыдущими.
Мы выкладывали камни и в открытую, т.е. выбирали картинку по желанию, и в ряд, чтобы представлять следующие действия.
Дети сами выбирают способ.
Картинки из наборов можно перемешивать.
Очень приятно, что Вы что-то нашли для себя))
Елена Валерьевна, здравствуйте.Прекрасная среда для всестороннего развития ребенка. А игрушками сделанными своими руками играть вдвойне приятно! Молодцы!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Алена Александровна! Благодарю Вас за добрые слова. Игрушками из магазина детей теперь не удивишь, да и средства необходимы. Вот и старались все вместе "двух зайцев убить"))
Удалить