суббота, 14 февраля 2015 г.

Самостоятельная игровая деятельность

 Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны (3–6 минут), но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными (8-10 минут).
   По мере развития игровых умений...
становятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов, ребенок охотно использует предметы-заместители, передает в игре поведение окружающих его людей.
Малыш 2–3 лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора.
Вот как мы играли. Двум ребятам предложила поиграть в автобус. Поставили стульчики, Сережа взял руль... Тут же количество пассажиров стало увеличиваться!
 - Куда поедем, ребята?
 - В магазин! (Конечно, ведь у нас появилась новая мебель!) Сбегали за корзинками. Сережа - водитель серьезный, выходить разрешает только на остановке.

Выстроилась очередь. Продавец - снова Сережа (уж очень любит главные роли, с ним не спорит даже Артем). Учились правилам поведения в магазине, интересно, здесь дети использовали "спасибо" и "пожалуйста" без напоминания! Повторяли знакомые овощи и фрукты, упражнялись в понятиях "много-мало". И вот магазин опустел, покупатели - снова в автобус.
- Теперь куда поедем?
- В зоопарк! (Дети вспомнили, как недавно мы играли в "Зоопарк", кормили наших зверей, изучали правила обращения с животными, усвоили, как видно, не все...)
Приятно наблюдать, как дети применяют в своих играх показанные ранее действия, повторяют игру, учатся играть вместе, делиться игрушками, проявляют инициативу.
Чаще они копируют действия  родителей. Например, Арсений отбивает курицу скалкой, как мама, в это время моет посуду Ильяс. Сережа любит ремонтировать машины, Лера - играть с куклами, а  Ева - всем помогать.
      Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре.
     Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
  • Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
  • Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним , принимая позицию партнера, а не учителя.
  • Не забывайте о своевременном переходе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.
  • Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками, поэтому не стремитесь все время угадывать направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка.
  • Игры с малышами здесь и здесь.

  • P.S. Пока писала этот пост побывала в "салоне красоты": сын и ногти накрасил и лицо, и прическу сделал...

5 комментариев:

  1. Всегда очень ценю в воспитателях именно вот это умение играть в ролевые и сюжетно - ролевые игры - в игре самым естественным образом развивается всё, даже привычки формируются. А если необходимо решить какие - то специальные задачи, то и элементарные математические представления, и развитие речи, и познание найдут здесь благодатную почву. Исследователи также установили, что и память, внимание, воображение лучше развиваются в сюжетно - ролевой игре (и ещё, конечно, в театрализованной деятельности). Если их организовывать (создавать определённые мотивирующие условия), то никакой специальной организованной образовательной деятельности и не понадобилось бы в дошкольном возрасте. :) Мне очень импонирует, Елена Валерьевна, что Вы уже так профессионально на это смотрите. :)
    А сын молодец - увлёк маму. :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам, Екатерина! Вы так четко обрисовали мои мысли, мне это не удается:) Я воспитателем всего второй год год работаю и Ваша оценка мне очень импонирует:) Хотя, это и есть наша работа, нам еще предстоит научить играть малышей.

      Удалить
  2. А я отношусь к тем родителям, которые слабо любят ролевые игры((( Очень трудно другой раз себя заставить. Поэтому стараюсь специально включать такие игры в занятия. А еще подключаю материалы, с которыми мне интересно: тесто, сенсорные материалы, песок. Театр - тоже удачное решение. Благо у меня детишек разновозрастных в достатке, чтобы старшие разыгрывали ролевые сюжеты с младшими, а то явно ощущался бы недостаток. В общем, есть упущение - нужно нагонять).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, а Ваше отношение - это совершенно естественное явление. Я говорю, что люблю, что бесконечно ценю и думаю над тем, как разнообразить и что придумать, но это совершенно не означает, что всё это не без волевых усилий. :)) В детском саду воспитатели сопровождают игру, но предоставляют много свободы - это необходимо. Да, и атмосфера среди детей как - то располагает - раз, и обязывает по роду деятельности - два. :)) Но "люблю" не означает, что хочется всегда подпрыгнуть и бежать за ребятнёй. Взрослый и устаёт, и множество домашних дел, хобби (ведь часто именно тогда ему посвящается время, когда дети увлечённо играют). Так что всё естественно. :) Если старшие играют и ведут малышей, так, вообще всё в порядке! Я стремлюсь создать атрибуты, чтобы привлекали, играю несколько раз сама (ну, и в те моменты, когда ОЧЕНЬ просит :)) ), а потом стараюсь минимизировать своё участие - и это довольно легко удаётся. :) Конечно, для развёрнутой сюжетно -ролевой игры необходимы дети, а не один ребёнок. И вот поэтому я либо за детский сад, либо за расширенный круг детских знакомств. Другое дело, что в детских садах не редкость, когда в сюжетно - ролевые игры "якобы" некогда играть (это из опыта, то, что сама видела и наблюдала). Потому мне откликнулось, что Елена Валерьевна из тех воспитателей, которые этому уделяют внимание. Я вообще отметила, что вроде в сети много разработок, но очень редко что можно найти из непосредственного опыта в данном направлении..., за что Елене Валерьевне большое спасибо! :)

      Удалить
    2. Когда в семье разновозрастные дети, по своему опыту знаю, они сами друг друга учат играть, в том числе и в сюжетно-ролевые игры, младшие наблюдают за игрой старших, подключаются. А в группе, где дети с 1,5 до трех - необходимо научить играть, а еще и научить играть вместе. Я так считаю.
      Спасибо вам, мне очень важно ваше мнение и оценка!

      Удалить