среда, 11 марта 2015 г.

Дидактический куб

                                                                     Мастер-класс.
 Дидактический куб формирует представления о цвете, величине, форме, развивает мелкую моторику, речь, тактильные ощущения, образное мышление, воображение и усидчивость.
Наша палочка-выручалочка
от слез нас спасает,
От мамы и папы нас отвлекает,
Такой интерес этот куб
                                  вызывает,
Что горе разлуки собой затмевает!
                                  (Дорофеева Л.)
Как сделать?
 Большую квадратную коробку (сторона - 34 см) укрепить скотчем для прочности, обшить поролоном (толщина -2 см).  Съемный чехол на молнии, из вельвета (подойдет любая мягкая ткань). Раскроить, нашить пособия, затем сшить и надеть.
Я использовала флис, сатин, фланель, фетр.
Первая грань куба - дидактические игры для ознакомления и закрепления знания четырех основных цветов.
Карманы с разными застежками - прекрасный тренажер для обучения навыкам самообслуживания, развивающий мелкую моторику.
"Разложи по цвету". Группирование предметов по цвету (в желтый карман - солнышко) Ссылка.
"Найди лишний". В кармашках можно располагать задания.
Вторая грань - игры для ознакомления с геометрическими фигурами, группирование "большой-маленький".
Кармашки-домики с изображением форм, в которых "живут" большие веселые фигуры и маленькие. "Положи в свой домик", "Построй домик и т.д.", "Найди предмет такой же формы".
Третья грань - величина. Усвоение отношения величин, развитие глазомера (Подбирать на глаз предметы одинаковой величины), тактильных ощущений при обследовании материалов разной фактуры (яблочки и листочки из фетра, травка из атласных лент, в которой прячутся жучки).
"Собираем урожай" 
Яблоки созрели! Фруктов - урожай!
Собирай быстрее, щедро угощай!
Яблоки большие клади ты в кузовок,
Яблоки поменьше - в корзиночку, дружок.
Ну, а маленькие яблочки ты не собирай, 
Пусть растут все лето,
Будет урожай!



Четвертая грань - свойства предметов. Основной метод накопления информации - прикосновения. Расширение спектра тактильных ощущений.
"Что ел на завтрак король лягушек?" - тактильная игра. Сначала рассмотрим предметы, которые будем прятать во рту лягушки, затем угадывать на ощупь. Для нее необходимо сделать отверстие в коробке, в которое вставляется пришитый ко рту лягушки мешок. Способ изготовления здесь.

"Пальчиковая бродилка"  - развивающее панно. "По снегу, по лесу, по песочку, по кочкам - в ямку, на полянку, через речку по дощечкам... и нашли клад!"
Белый мешочек - из флиса с шуршащим пакетом. Вязаный квадратик с длинными петлями, желтый - с бисером. Мешочек с нашитыми пуговицами, вязаный квадрат с черной вывязанной настоящей ямкой. Мешочек с нашитыми вязаными ягодками, синяя лента с мостиком из колпачков фломастера. Кармашек с пуговкой для сюрприза. Ягодки можно развязывать и засовывать в ямку.
Панно (основа тоже поролон) крепится на контактную ленту (можно играть на столе, на полу).

Пятая грань - тематическое панно "Новогодняя елочка": ознакомление с окружающим миром, развитие речи, пальчиковый театр, сенсорное развитие. Здесь вы можете найти более подробное описание, варианты игр с панно.



 Шестая грань - игры на развитие слухового и фонематического восприятия. Стишки Дорофеевой Л.
Ну-ка, смелее, дружок,
Угадай, чей голосок?
Звучат голоса животных, можно на телефоне, дети находят нужную картинку. Картинки из лото отксерила и заламинировала. Мешочек для картинок тоже на контактной ленте, может использоваться как самостоятельная игра.
Колокольчик это какой:
Маленький или большой?
(по звуку отгадывают).


Развивающее пособие "Веселая полянка": знакомство с насекомыми, развитие графических навыков, мелкой моторики, активной речи, умения общаться, классифицировать предметы, различать цвет, развитие внимания, мышления. Маленькие пальчиковые игрушки из фетра садятся на цветочки при помощи контактной ленты. Изготовление, стишки здесь. Варежка - на контактной ленте, застегивается на пуговку (игрушки хранятся в ней).

А еще так: прочитайте стишок, стимулируя ребенка к повторению фраз и слов:
Летает быстро бабочка,садится на цветок,
У бабочки есть крылышки и длинный хоботок.
Попросите ответить на вопросы:
-Кто это? (Это бабочка).
-Какая бабочка? (Красивая, изящная, разноцветная, легкая, летящая).
Лексико-грамматическая игра "Один - много":
Бабочка-бабочки-много бабочек.
Крыло-крылья-много крыльев.
Дидактический куб можно рекомендовать педагогам в работе с детьми всех возрастов дощкольного периода, особенно во время адаптации.

Я участвовала с ним в конкурсе "Педагог года - 2015":  на открытом занятии и в Мастер-классе. Для изготовления куба пользовалась материалами интернета, к сожалению, не сохранила всех ссылок. Благодарю авторов идей; маму Елену Алексеевну и бабушку Никиты Зинченко, участвовавших в изготовлении пособия; учителя-логопеда В.П.Макарову из Полысаево и Жанну Витальевну Шайдарову (блог "Ни минуты покоя") за ваши разработки! Стишки моей мамы. Вы внесли свой вклад в мою победу!
Участвую в Детской галерее.

7 комментариев:

  1. Елена, какая красота! Просто шик! Слов нет! УМНИЦА!
    Так и хочется все рассмотреть, потрогать, поизучать....
    Уверена, что Вы сами не прочь в него поиграть! Спасибо вам за ваш труд!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Алена, за такие горячие слова! Не ожидала:) Рада, что этот, и правда, нелегкий труд (учитывая, что машинки швейной у меня нет) вызывает желание поиграть! Если честно, из-за конкурса с кубом меня пока связывают только переживательные чувства:) Но детки любят поиграть!

    ОтветитьУдалить
  3. Ой, а я даже сначала опешила... настолько похожи получились игрушки, как под копирку...
    Елена, молодец! Рада, что идеи пригодились, и воплотились в такое развивающее чудо, и помогло выиграть в престижном конкурсе. Поздравляю!
    И очень приятно, что есть всё-таки творческие педагоги, не сидящие на месте. Не теряйте своего энтузиазма.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Жанна! Значит, удивила? Мне нелегко было повторить Ваши творения, но они такие милые:)
      Я очень ждала Ваш комментарий...Спасибо Вам за теплые слова, они мне дороги!

      Удалить
  4. Восхитительный куб. Когда-то я делала кубик, он далек от вашей красоты, но до сих пор дети его мучают))) Кубики, коврики, книги мне очень нравятся - столько разных игр чудесных в одной игрушке. Лягушонок покорил просто)))

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Аня! Я тоже очень люблю игрушки, сделанные руками, и сыну шила кое-что, но без машинки не разбежишься. Панно и коврики пока только мечтаю сшить...
    Детям тоже нравится лягушонок - ведь там всегда сюрприз!

    ОтветитьУдалить
  6. Елена Валерьевна, это просто классная идея!Спасибо за Ваш труд!

    ОтветитьУдалить