суббота, 18 апреля 2015 г.

"Звук вокруг"

"Побывав" на выставке изобретений Леонардо да Винчи в блоге Ани Веселые будни, в ближайшие выходные отправились с Андреем в наш Челябинский областной краеведческий музей на выставку "Звук вокруг". Сколько же впечатлений и знаний унесли с собой!
Меня порадовала активность сына: отвечал на вопросы, комментировал, принимал деятельное участие в опытах.
Мы узнали, что звук - это волны, которые передаются по воздуху и воспринимаются человеческим ухом. Звук можно уменьшить (пропустить через драповую ткань)

или усилить: эксперимент с камертонами показал, что звук усиливается при определенном объеме воздуха в колбе, вот почему у камертонов одинаковые коробочки.
Вот механическое изображение волны, передающей движение молоточка, находящегося на одном конце, молоточку на другом конце спирали.
 Звук можно увидеть  - крупа на доске, под которой находился динамик, выстраивалась определенным образом при смене мощности звука.
Звук можно поймать: в одной тарелке лежат часы, а другой, словно локатором, ловим "тиканье".
Звук можно создать на примере восточных инструментов для медитации. Если потереть мокрыми руками ручки этой чаши, можно не только услышать звук, но и увидеть фонтанчики у стенок чаши со специальным рифлением, производимые звуковыми волнами по воде. Андрей был в восторге!
Звук этого инструмента поможет настроить внимание: деревянным валиком нужно медленно водить по краю сосуда. Тихие, странные звуки действительно вызывают сосредоточенность.
Единственное, что нельзя было трогать руками - этот восточный инструмент, изготовленный из ядовитого растения, поэтому можно касаться только пробок с торцов. Внутри он утыкан иглами, по которым передвигается крупа, издавая шум дождя. Инструмент так и называется.
Нам понравилось, что практически все опыты Андрей смог повторить.
 Ударив по камертону, опустил кончик его в воду и увидел волны от колебания, различающиеся по частоте у разных по толщине камертонов.
Поиграл на старинном ксилофоне, народных погремушках из бересты - человек-оркестр!
В действии рассмотрели, как производит звук пианино, баян (как работают язычки было видно сквозь прозрачные вставки), а с помощью бумажного колпака, конец которого проткнут иголкой, воспроизвели запись на виниловой пластинке, не работающего проигрывателя! Меня это удивило.
Андрея удивил граммофон и записи на пластинках 50-х годов! "Так слушали музыку?!"
Проследили развитие радио, телефонов, магнитофонов...
Как используется звук в медицине, как работает эхолот на корабле и копия снимка с него Челябинского метеорита, упавшего в озеро - все было интересно!
 Приняли участие в мастер-классе по изготовлению народных музыкальных игрушек: "трещалка"- пуговица на нитке - сначала раскрутишь, потом, растягивая, приводишь в движение. Важно, чтобы узелок был под пальцами. Забытая игрушка моего детства. Оказывается она есть у всех народов!
А из коктейльных трубочек можно сделать разные по звучанию пищалки (звук зависит от длины трубочки). Кончик трубочки (1,5-2 см) нужно расплющить зубками, ножницами срезать уголки, можно сделать дырочки, которые потом закрывать пальчиками (игра на дудочке).
Дома мы наделали разных по звуку пищалок и взяли их с собой на улицу.
А еще проделали такой опыт. Наполнили стаканы водой разного уровня, смочили палец и стали водить по краю стакана (по кругу), пока стакан "не зазвучал". Стаканы "пели" разными голосами! Вот такой музыкальный инструмент. Бокалы звучали громче. 

 Вот такая познавательная экскурсия получилась! Спасибо, Аня, столько интересного происходит вокруг нас, нужно только проявить желание!

Покажем в Детской галереее.

11 комментариев:

  1. Здорово! Я как-то в интернете встретила статью о фестивале, где музыкальные инструменты делались на основе овощей))) Из морковки вырезали свирель, а из тыквы нечто вроде гуслей))) И удивительно то, что звук извлекался!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга! Музыкальные инструменты из овощей? Это креатив! Ничего невозможного нет :)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Елена, с большим удовольствием прочитала Вашу публикацию. Видеть мир вокруг себя - что может быть интереснее, а если еще и экспериментировать... Именно так дети и познают мир

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Очень приятно, что Вам понравилось. Андрюша теперь уж точно усвоил, что такое звук, сама я об этом не задумывалась (к своему стыду). Ребенок любознательный, вопросы задает, ищем информацию... Вот так и познаю мир с ним вместе!

      Удалить
  3. Здорово! Лена. спасибо! Нужно сходить - даже пешком получится музе рядом с нашим домом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алена! Вот так и Аня меня побудила посетить музей! Только выставка "Звук вокруг" закончилась давно, пост поздно опубликовала. Уверена, что и сейчас там что-нибудь интересное есть. Как хорошо, что рядом с домом))

      Удалить
    2. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  4. Лена, это так здорово! Вы такие молодцы, и выставка у вас чудесная! Самое интересное, что многое из этого можно повторить дома, я все беру на карандаш. Мы хоть и баловались со звуком, но не так продуктивно))), будем экспериментировать. Спасибо большое за экскурсию!
    У нас есть пластинки и неработающий проигрыватель, поделись, пожалуйста, подробнее - что и как делать, чтобы пластинка зазвучала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Спасибо, Аня, очень приятно, что материал Вам может пригодиться!
      Нужно лист форматом А 3 свернуть в конус и воткнуть швейную иглу, отступив от конца примерно 1-2 см. Игла должна проткнуть конус перпендикулярно и выйти с другой стороны. Вышедший конец иглы ставьте на дорожку пластинки. Конус необходимо держать рукой, из него будет исходить звук. В музее проигрыватель мог только крутить пластинки, если ваш даже не крутит, вращайте сами в нужном темпе. Вроде бы понятно описала? Если нет, напишите. Желаю удачи!

      Удалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить